Для того чтобы понять важность чистоты радиатора для системы кондиционирования воздуха необходимо уяснить основной принцип работы кондиционера.
1. После включения кондиционера компрессор начинает сдавливать фреон (хладон), в результате чего его давление повышается и он нагревается, выделяя так называемое "скрытое тепло" (помните, как нагревался насос в ваших руках, когда вы накачивали колесо велосипеда).
2. Затем нагретый хладагент проходит через радиатор (конденсор) и отдает часть "скрытого тепла" наружу.
3. После этого частично остывший фреон поступает в салон автомобиля, где резко расширяется. Процесс расширения является обратным сжатию и сопровождается уже не выделением, а поглощением тепла через соты салонного радиатора (испарителя). Причем расширенный фреон "поглотит" ровно столько тепла, сколько отвелось его на сотах конденсора.
4. Ну и наконец, охлажденный хладагент поступает обратно в компрессор и цикл повторяется.
Здесь вроде все понятно, но что же происходит, если фреон недостаточно охлаждается в конденсоре? Всем известно, что основная функция хладагента переносить тепло. Но у него имеется еще одна очень важная функция - охлаждать компрессор кондиционера. И если при плохой теплоотдаче конденсора вы не получите комфортного холода, то это еще полбеды. Но вот если в компрессор кондиционера будет поступать чрезмерно горячий фреон для собственного охлаждения, то здесь проблем не избежать.
Дело в том, что современные компрессоры делаются из алюминия. Это очень хороший и легкий металл. Но у него есть один существенный недостаток: высокий коэффициент температурного расширения. При работе компрессора основное тепло образуется в его рабочей камере, ограниченной поршнями, гильзами и клапанной системой. Поршни значительно легче гильз и нагревается гораздо быстрее. В результате перегретый поршень расширяется быстрее массивных деталей и начинает подклинивать. И если компрессор заклинит сразу, то это еще полбеды. Гораздо хуже, если расширенный поршень начнет притираться к гильзе. То, что производительность системы за счет разбитой поршневой снизится - это понятно. Страшно другое - продукты износа от притирки попадают в систему. А это абразив. Процесс запущен и будет идти по нарастающей. Всего через несколько месяцев компрессорное масло из светло-желтого превращается в пепельно-серое с блестками стружки. В результате компрессор все равно выходит из строя. Но простой его заменой уже не обойтись. Абразив забил всю систему: радиаторы, ресивер, трубки. Необходима промывка и замена ресивера. Иногда нужно менять конденсор. Но это еще не все. В конце концов, современные агрегаты имеют большой запас прочности, и их перегрев далеко не всегда приводит к поломке. Но вот чего точно не удастся избежать при перегретом хладоне, так это значительного увеличения коррозии радиатора и напорных трубок. Из школьного курса химии известно, что скорость химической реакции имеет квадратическую зависимость от температуры. Иными словами, при увеличении температуры, скажем на 10%, коррозия увеличивается на 30%. Но если температуру повысить на 20%, то коррозия может ускориться на 100 %. Причем от коррозии больше всего страдает конденсор. Кто сталкивался с проблемой его замены, тот знает, что новые неоригинальные радиаторы (Аvа, Аuradia, Nissens и т.д.) редко переживают зиму. А стоят они, порой, не так уж и дешево. Затем опять менять. В результате вы снова платите за новый радиатор, заправку, замену и все это опять только на один сезон. Купить же оригинальный конденсор стоимостью 350-1100 у.е. под силу далеко не каждому.
Но и это еще не все. Перегретый фреон имеет повышенное давление. Это значит, что и компрессору приходится работать на большем давлении (порой в разы). Если учесть, что нормально работающий компрессор отнимает 2-3 киловатта мощности двигателя, то перегретый хладагент может отнимать и 5-6 киловатт. А это уже несколько сот грамм топлива на каждую сотню и дополнительные затраты за год могут оказаться существенными. Зачастую машины с работающим кондиционером даже глохнут на холостом ходу (BMW E 34 и др.).
Разумеется, конструкцией современных автомобилей заложены некоторые механизмы защиты от высокого давления фреона. Включаются повышенные скорости вентиляторов, а если это не помогает - отключается компрессор. Однако порог отключения составляет около 35 атмосфер, а это не мало. Максимум на 35 атмосфер рассчитаны и шланги кондиционера, поэтому они очень часто взрываются. Опять ремонт. В постоянной работе вентиляторов тоже нет ничего хорошего. Износ щеток вентилятора, генератора, отъем мощности у двигателя.
На сотах радиатора постоянно скапливается грязь, пух, листья, соль после зимы, которые прекрасно сохраняют влагу на многие дни. Влага, тем более перемешанная с солью, прекрасный катализатор коррозии. Эта проблема особенно актуальна для автомобилей с передним расположением вентиляторов и кассетной сборкой радиаторов (BMW E39, Mercedes C,E,S, Pegeot 406, 607 и др.). Поэтому удаление грязи обязательно продлит срок жизни системы охлаждения двигателя и кондиционера. На фото видны сгнившие от скопившегося мусора нижние соты конденсора.
Не откладывайте процедуру мойки теплообменников. Если для этого необходимо снять бампер или развести радиаторы - то не поленитесь это сделать. Но лучше всего снять радиаторы целиком, несколько раз промыть их в воде с моющим средством и продуть сжатым воздухом (можно использовать и Керхер, но очень осторожно). По крайней мере, не зальете электрику автомобиля. Вы увидите, сколько грязи полезет из, казалось бы, с виду чистого радиатора. А когда вы поставите все на место, то при первой же поездке почувствуете разницу.