Радиаторы автомобильных систем охлаждения

Радиатор - главная деталь системы охлаждения автомобиля. Его функции - обеспечивать теплообмен между охлаждающей жидкостью и окружающим воздухом и поддерживать необходимую температуру двигателя. Алюминиевые паяные радиаторы на сегодняшний день являются одними из наиболее эффективных и самых совершенных по техническим характеристикам. Возможность использования в таких радиаторах плоско-овальной трубки позволяет повысить их теплоотдачу.

При производстве паяных радиаторов алюминиевая лента складывается в виде гармошки, чтобы обеспечить наибольший контакт с воздухом и, следовательно, больший теплообмен. Затем плоско-овальные трубки вместе с лентами соединяются с опорными пластинами, имеющими отверстия для трубок и ребра жесткости для последующего соединения с бачками. В местах соединения накладывается специальный припой , который обеспечивает безупречное качество. Полученная заготовка (пакет трубок и лент в сборе с доньями) помещается в печь, где пакет спаивается. После этого он соединяется с пластиковыми бачками через резиновую прокладку. И после этого радиатор принимает целостный вид. Перед продажей радиаторы обязательно проходят проверку на высокоточной аппаратуре, позволяющей фиксировать утечки с точность до 1 мл/мин. Готовый радиатор упаковывается для транспортировки.

Алюминиевая паяная конструкция является более совершенной по сравнению с механически собранной, поскольку паяные радиаторы, конденсаторы, испарители для кондиционеров обладают повышенной прочностью, надежностью, лучшими характеристиками теплоотдачи, аэродинамического и гидравлического сопротивления. Алюминиевые сборные радиаторы состоят из сердцевины, собранной из алюминиевых трубок, и пакета алюминиевых пластин, доньев, уплотнительных прокладок и бачков. При производстве сборных радиаторов алюминиевая лента проходит через штамп, который прорезает в ней отверстия для трубок и рисунок, обеспечивающий завихрения воздуха и, следовательно, лучший теплообмен. Полученные пластины собираются в пакеты с алюминиевыми трубками. Внутрь трубок вставляются специальные пластиковые винтообразные турбулизаторы (на радиаторах некоторых производителей), которые образуют завихрения воды внутри трубок и повышают теплоотдачу. Затем пакет пластин в сборе с трубками соединяется с доньями - стальными опорными пластинами, имеющими отверстия для трубок и вырубку по периметру для вальцовки. Алюминиевые трубки вставляются в донья и развальцовываются, при этом процессе для достижения лучшей герметичности используются термостойкие прокладки из специальной резины. Полученная заготовка (пакет трубок и пластин в сборе с доньями) соединяется с пластиковыми бачками методом вальцовки, то есть края стальных доньев разгибаются.

Важным моментом является то, что тепловые и технические характеристики механически собранных теплообменников снижаются на треть уже после 3-5 лет эксплуатации автомобиля. Это происходит по причине нарушения контактов между охлаждающими пластинами и трубками, возникающего из-за вибраций и тряски. Да и общие характеристики у них ниже, чем у паяных, из-за худшего контакта охлаждающих пластин и трубок. Для повышения этого показателя у сборных конструкций необходимо увеличивать число охлаждающих пластин, в результате чего при ограниченных размерах теплообменника это приведет к уменьшению шага расположения пластин. И в итоге мы получим более интенсивное загрязнение сердцевины и резкое снижение теплоотдачи. Малые толщина и шаг охлаждающих пластин значительно осложняют очистку сердцевины.

Радиатор охлаждения автомобиля выполняет важнейшую роль в предотвращении перегрева двигателя. Радиаторы состоят из сердцевины (охлаждающей части) и бачков с патрубками, которые расположены по бокам или по торцам радиаторов охлаждения. Сегодня при производстве радиаторов используются технологии КупроБрейз и СплиттерФин, что позволяет уменьшать размеры и увеличивать эксплуатационные качества автомобильных радиаторов охлаждения. Учитывая что радиатор является по сути теплообменником и несет функцию отвода тепла, то он располагается, как правило, перед двигателем транспортного средства. Учитывая то, что радиаторы охлаждения находятся в экстремальных условиях (высокотемпературный режим, агрессивное воздействие внешней среды) нередко данная деталь выходит из строя. Дефекты радиаторов могут располагаться непосредственно в сердцевине или из строя выходят бачки данной детали. При появлении таких дефектов необходимо максимально быстрое устранение поломки во избежание перегрева двигателя автомобиля. Наиболее кардинальным и может быть правильным методом является замена радиаторов. Однако, данное мероприятие учитывая стоимость самого радиатора может составить достаточно весомую сумму. При этом существует возможность проведения ремонта радиаторов.

Необходимо помнить, что система охлаждения автомобиля требует периодического обслуживания. Так ежегодно следует проводить наружную чистку радиаторов от пуха и грязи. Также один раз в два года или через каждые 60 тысяч км пробега необходимо в радиаторах менять охлаждающую жидкость.